Словарь терминов

А

Автокран — грузоподъёмное устройство, установленное на шасси автомобиля. Автокраны применяются для погрузки и разгрузки, монтажных работ, перемещение грузов.

Автомобиль прикрытия — автомобиль, оборудованный проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета и используемый для сопровождения транспортного средства. Должен быть оборудован согласно Приказу Минтранса России от 12.01.2018 N 10.

Автомобиль сопровождения — транспортное средство Госавтоинспекции или военной автоинспекции, на наружную поверхность которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное устройствами для подачи специальных звуковых сигналов и проблесковыми маячками синего и красного цвета и используемое для сопровождения.

Аппарели – см. Трапы

Аутригер (опора) крана — выдвижной опорный контур крана, необходимый для устойчивой работы грузоподъёмного устройства, и позволяющий изменять наклон крана относительно поверхности.

Б

Балластный тягач — разновидность тягача, имеющего платформу (площадку или кузов) для установки балласта для увеличения сцепного веса. Предназначен для буксировки тяжелых платформ (прицепов) и грузов. Тягач присоединяется с помощью специального тягово-сцепного механизма (ТСУ) и дышла. Балластные тягачи бывают типа Pull-Push, что дословно означает «Тяни-Толкай», такой тягач может работать как в тяговом, так и толкающем режимах.

Безопасный порт — место, куда судно может войти и откуда оно может выйти в груженом состоянии без ущерба для себя и перевозимого груза.

Бочковозная (периметральная) постель – используется для минимизации транспортной высоты при перевозке цилиндрических грузов (емкостей, бочек, мельниц, сепараторов, реакторов, обечаек, колонн и т.д.) с большим диаметром. Конструктивно состоит из двух параллельных балок. Может телескопически раздвигаться в длину или наращиваться отдельными балками, а также гидравлически раздвигаться в ширину. При использовании постели данного типа можно добиться следующего значения транспортной высоты: диаметр груза + 100-150 мм. Для погрузки груза в данную постель потребуется использование емкостных поддержек или изготовления специализированных ложементов.

В

Вес брутто — масса товара вместе с упаковкой внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней — тарой.

Вес нетто — масса товара без тары и упаковки. По весу нетто, как правило, устанавливается цена на товар с учетом также стоимости тары и упаковки.

Внутрипортовое экспедирование — специфическая часть экспедиторских услуг, относящаяся к внутрипортовым работам с грузом. Включает в себя работу с: документами, агентами морских линий, терминалами порта, таможенными и другими контролирующими органами в порту.

Выгодоприобретатель — лицо, по условиям договора страхования назначенное страхователем для получения страхового возмещения (страховой суммы).

Вылет стрелы крана — значение расстояния от оси вращения крана до оси крюка.

Высота подъема крана — расстояние от поверхности на которой устанавливаются аутригеры до низа крюка.

Высотная характеристика крана — характеристика изображённая графиком либо таблицей, отображающая наибольшую высоту подъёма, длину стрелы крана и вылет.

Г

Габариты — основные размеры (длина, ширина, высота) изделия, грузового места и т.д.

Гарантийное письмо — документ, в соответствии с которым поручитель (гарант) принимает на себя обязательства в части определенных условий договора, например, условий транспортировки, платежа. Гарантийное письмо может быть истребовано банком, если товарораспорядительные документы, предъявленные к оплате по аккредитиву, не вполне соответствуют предусмотренным условиям.

Глубина опускания крана — расстояние от поверхности на которой устанавливаются опоры крана до крюка, находящегося в нижнем положении.

Груз — товар, предназначенный для перевозки в установленном порядке.

Грузовая таможенная декларация — унифицированный документ для таможенных целей, заполняемый на каждую партию груза, перемещаемую через таможенную границу. Содержит сведения о грузе, его отправителе и получателе, составляется распорядителем товара. В Российской Федерации грузовая таможенная декларация совпадает по форме с Единым Административным Документом, но не имеет формально-юридического признания за пределами РФ по причине расхождения в применяемых классификаторах.

Грузовая характеристика крана — зависимость грузоподъёмности крана от вылета стрелы (на основной стреле и с гуськом).

Грузовое место — один материальный объект, принимаемый для перевозки.

Грузооборот — экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.

Грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, сдавшее груз к перевозке и указанное в качестве отправителя в перевозочном документе.

Грузоподъемность крана — максимальная масса груза, на которую рассчитан кран, допустимая для определенного вылета стрелы.

Грузополучатель — физическое или юридическое лицо, которому по указанию грузоотправителя должен быть выдан груз в пункте назначения.

Грузопоток — количество груза (товара) в тоннах, перевозимого в одном направлении за определенный период времени.

Гусек крана — решетчатый удлинитель, установленный на конце основной стрелы.

Гусак полуприцепа (гузнек, гусек) — передняя часть полуприцепа Г-образной формы, которой он опирается на тягач. Оснащен опорным устройством со сцепным шкворнем. Различаются по высоте сцепного устройства. Бывают под различную колесную формулу седельного тягача (4×2, 6×2, 6×4, 8×4).

Д

Делимый груз — груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах.

Демередж — оплата штрафа железной дороге за простой вагона против обусловленного времени.

Договор перевозки — договор между перевозчиком и грузовладельцем, по условиям которого перевозчик обязуется доставить груз в названный пункт назначения, а грузовладелец — оплатить установленную провозную плату.

Договор страхования — договор между страхователем и страховщиком, включающий в себя условия страхования.

Дышло — часть конструкции прицепа, которая крепится к фаркопу или прицепному устройству на тягаче или автомобиле. Служит для передачи тягового усилия. Дышло прицепа может быть V-образным (треугольным) или I-образным (прямым).

Ж

Железнодорожная накладная — документ, которым оформляется договор перевозки груза железнодорожным транспортом. Является товарораспорядительным документом и подтверждением железной дороги в приеме груза к перевозке. Составляется грузоотправителем на станции отправления и следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю. В железнодорожной накладной кроме обычных для транспортного документа сведений указывается требуемая скорость перевозки груза. В отечественной практике приняты условные значения таких скоростей (в км в сутки): для обычных грузов используется малая скорость, которая составляет для мелких отправок — 180 км, для повагонных отправок — 330 км, для маршрутных отправок — 550 км; для ценных и скоропортящихся грузов используется большая скорость, которая составляет условно от 330 км (для мелких отправок) до 660 км (для рефрижераторных поездов со скоропортящимися грузами).

З

Замки-фитинги — это крепежные элементы, предназначенные для надежной фиксации и безопасной транспортировки различных типов крупнотоннажных морских и железнодорожных контейнеров — 20, 40, 45 футов без использования растяжек, цепей и распорок. С помощью фитингов контейнер надежно фиксируется на рабочей площадке полуприцепа.

И

Импорт товаров — ввоз в страну иностранных товаров, технологий, услуг, капитала для реализации и приложения на внутреннем рынке страны-импортера, а также для транзита в третьи страны. Различают видимый импорт — импорт товаров, фактически ввезенных в страну и проданных на ее территории, и невидимый импорт — услуги, оплаченные в иностранной валюте, (например затраты на перевозку импортируемых грузов, пассажиров, страхование, услуги и др.). Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.

Инвойс — см. Счет-фактура.

Интермодальная перевозка — см. Мультимодальная перевозка.

К

Каботажные перевозки — перевозки, осуществляемые иностранными перевозчиками между пунктами погрузки и разгрузки груза, расположенными в одной стране.

Коммерческий акт — документ, составляемый перевозчиком или его представителем в удостоверение факта недостачи, повреждения или порчи груза при его выдаче грузополучателю в пункте назначения. Коммерческий акт фиксирует причины несохранности груза, размер и характер ущерба; имеет большое значение при ликвидации убытков страховщиком. Коммерческий акт служит основанием для предъявления получателем груза претензии о возмещение перевозчиком убытков. Отметка о составлении коммерческого акта делается на оборотной стороне транспортной накладной.

Коники — это металлические стержни, установленные в специальные отверстия в платформе полуприцепа или прицепа. Предназначены для перевозки в максимально возможном объеме стальных труб, арматуры, леса-кругляка, бревен и прочих сортиментных грузов. Сортамент укладывается на платформу и коники надежно удерживают его в пределах платформы, не давая рассыпаться. Вставные коники просты в использовании и достаточно легкие, чтобы один человек без проблем мог снять или установить их на место.

Коносамент — документ, выдаваемый перевозчиком грузовладельцу в удостоверение факта принятия груза к морской перевозке и подтверждения обязательства передать его грузополучателю в порту назначения. Является товарораспорядительным документом.

Контейнер — оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза.

Крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства.

Крупногабаритный груз — груз, который не может быть размещен на транспортном средстве без превышения нормативных габаритных параметров, установленных в Правилах дорожного движения Российской Федерации, а также груз, выступающий за заднюю точку длины транспортного средства более чем на 2 метра.

Л

Лимит страхования — максимальная денежная сумма, на которую можно застраховать материальные ценности, жизнь или здоровье.

Лимит страхового возмещения (ответственность страховщика) — максимальный размер страхового возмещения по одному страховому случаю и (или) за весь срок страхования.

М

Маршрут перевозки — путь следования транспортного средства между пунктами погрузки и выгрузки.

Международная перевозка — это перемещение грузов через территории двух и более государств, выполняемое на основе заключенных между этими государствами международных соглашений.

Модульная тележка (платформа, прицеп) — используюется для перевозки сверхтяжелых грузов массой от 100 тонн. Как правило, бывают 2, 3, 4, 5, 6-осные. Модульные тележки можно собирать в многоосные прицепы (с дышлом) или полуприцепы (с гусаком) в зависимости от параметров перевозимого груза и для достижения минимально возможной осевой нагрузки. Также можно осуществлять параллельную стыковку модульных тележек в единую платформу. Обычно имеют по 8 колес на оси для минимизации нагрузок, передающихся колесом на дорожное покрытие.

Мультимодальная перевозка транспортировка грузов по одному договору, но выполненная с использованием более одного вида транспорта. Перевозчик несёт ответственность за всю перевозку, даже если эта транспортировка производится разными видами транспорта (например: железной дорогой, морем и автодорогой и т.д.). Перевозчик, ответственный за всю перевозку, называется мультимодальным транспортным оператором (МТО).

Н

Наступление риска — начало ответственности страховщика по условиям страхового полиса.

Негабаритный груз — см. Крупногабаритный груз.

Низкорамная платформа (трал) — это специализированный полуприцеп с платформой открытого типа (без бортов) с погрузочной высотой 1000 мм и менее. Используется для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. По высоте грузовой площадки различают: низкорамные (погрузочная высота 850-1000 мм) и с пониженной грузовой рамой (постелью) (погрузочная высота 300-700 мм). По способу погрузки различают: трал с задней погрузкой (заезд по аппарелям сзади) и трал с передней погрузкой (тягач с гуськом расцепляются, заезд производится спереди).

О

Объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.

Опасный груз — груз (кислоты, воспламеняющиеся, взрывоопасные вещества и др.), который при неправильном обращении может стать причиной ущерба для транспортного средства или имущества, гибели или ухудшения здоровья людей. Транспортировка опасных грузов осуществляется в соответствии с особыми условиями перевозок.

Организованная транспортная колонна — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

Остановочный пункт — место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

П

Партия груза — груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товарораспорядительному документу.

Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и физическое лицо, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз уполномоченному на их получение лицу.

Передаточная ведомость — коммерческий документ, содержащий перечень грузов, передаваемых с одного вида транспорта на другой.

Поворотные столы (turntable) — дополнительное оборудование для модульных тележек, необходимое для перевозки сверхдлинных грузов (от 40 м и более). Поворотные столы различают по грузоподъемности и бывают двух типов: активный и пассивный. Активный поворотный стол управляет поворотом осей на задней тележке для осуществления маневрирования и вхождения в повороты. Прицеп с поворотными столами гораздо более маневренный, чем телескопический полуприцеп.

Полис — юридическое доказательство факта заключения договора страхования.

Полуприцеп — разновидность прицепа, которая своей передней частью опирается на сцепное устройство (седло) тягача, а сзади — на одну, две и большее количество осей с колесами.

Порча — потеря первоначальных качеств грузом за счет его естественных свойств, т. е. без воздействия внешних факторов.

Постель полуприцепа (рама, lowbed) — пониженная часть низкорамного полуприцепа погрузочной высотой 300-700 мм, может быть оборудована уширителями. Постель необходима для минимизации транспортной высоты при перевозке различных грузов. Постель бывает: стандартная (сплошная), телескопическая (раздвигаемая в длину), трансформаторная (для перевозки трансформаторов) и периметральная (бочковозная постель, состоящая из двух балок, может быть с телескопическим увеличением длины и ширины) и хребтовая балка (для перевозки техники «под брюхо»).

Потертость — повреждение окрашенных частей грузов, транспортируемых без дополнительной упаковки.

Претензия — требование, предъявляемое одной из сторон другой и вытекающее из их правоотношений. Обстоятельства, могущие служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, удостоверяются правилами, существующими в данной стране или порту. Право на предъявление претензии имеют отправители и получатели груза. Причем это право реализуется отправителями или получателями в зависимости от того, какое обстоятельство послужило основанием для предъявления претензии. Отправители и получатели грузов могут передавать свое право на предъявление претензии друг другу, своим вышестоящим организациям, транспортно-экспедиторским организациям и страховщикам. Данная передача удостоверяется передаточной надписью на транспортном документе. Претензия подается в виде письменного заявления, в котором должны быть указаны: наименование, адрес и банковские реквизиты заявителя; обстоятельства, являющиеся основанием претензии и краткое ее обоснование; содержание требований, сумма претензии и ее расчет; перечень прилагаемых документов; дата составления заявления. Перевозочные документы предъявляются только в подлиннике.

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Прицепляется к любым тягачам или автомобилям при помощи дышла через сцепное устройство. Связь прицепа с тягачом используется только для передачи тягового усилия. Прицепы предназначены для перевозки различных грузов.

Противовес — дополнительный груз, установленный в задней части крана, обеспечивающий равновесие крана во время работы.

Путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя.

Р

Рама полуприцепа — см. Постель полуприцепа.

Регресс — право страховщика на предъявление к третьей стороне, виновной в наступлении страхового случая, претензий с целью получения возмещения за причиненный ущерб.

Рейс — транспортный процесс перевозки грузов или пассажиров за определенный промежуток времени между географическими пунктами или районами.

Рефрижератор — транспортное средство с холодильной установкой (автомобиль, поезд, судно) для перевозки скоропортящихся грузов.

С

Сертификат качества — документ, удостоверяющий качество соответствующей партии товара.

Седельный тягач — вид тягача, работающего с полуприцепами. Сцепка с полуприцепом осуществляется с помощью специального сцепного механизма — седельно-сцепного устройства (седла).

Склад временного хранения (СВХ) — специально выделенное и обустроенное помещение или иное место, где осуществляется временное хранение товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. На склад временного хранения помещаются товары и транспортные средства на временное хранение с момента их предъявления таможне до их выпуска под соответствующей таможенной процедурой. Срок хранения – до двух месяцев.

Сопроводительная ведомость — документ, служащий для учета и контроля использования контейнера.

Сопровождение — комплекс мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения по маршруту следования транспортных средств с применением автомобилей сопровождения.

Специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов.

Спецификация — перечень товаров с указанием их количества и качественных характеристик.

Срок поставки — оговоренное в договоре и установленное в нем время поставки товара (груза) или период времени, в течение которого товар (груз) должен быть доставлен, передан покупателю.

Срок доставки груза — период времени, в течение которого перевозчик обязан доставить груз по назначению и за соблюдение которого он несет ответственность перед грузовладельцами. Срок доставки груза включает в себя время, необходимое для транспортировки груза от пункта отправления до пункта назначения (в том числе операции по его погрузке и выгрузке), выполнение различных вспомогательных операций и оформление документов. За задержку в доставке грузов против установленных сроков перевозчик уплачивает грузовладельцу штраф, обычно устанавливаемый в процентах от провозной платы. При возникновении чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств (см. Форс-мажор) перевозчик освобождается от уплаты штрафа за просрочку в доставке груза.

Сроки хранения грузов — время, устанавливаемое специальными правилами, в течение которого прибывшие грузы должны быть приняты грузовладельцем и вывезены с места погрузки или разгрузки (порта, железнодорожной станции и др.). Сроки хранения грузов зависят от свойств грузов (подверженность порче, необходимость специальных условий хранения и т.п.). Грузы, не принятые и не вывезенные получателями в установленный срок, считаются невостребованными и обычно подлежат реализации.

Стивидор — специализированная фирма или организация, осуществляющая погрузку и выгрузку судов.

Страхование — система мер, направленная на полное или частичное возмещение потерь от тех или иных рисков (последствия стихийных бедствий и несчастных случаев, утрата материальных ценностей и трудоспособности и т.п.) путем переложения их последствий с одной стороны (страхователя) на другую сторону (страховщика) за определенное вознаграждение.

Страхователь — сторона в договоре страхования, на обязанности которой лежит уплата страховщику страховой премии за принятие на себя последним обязанности возместить страхователю убытки при наступлении страхового случая. Страхователь может заключить договор страхования, как в свою пользу, так и в пользу другого лица.

Страховой полис — документ, выдаваемый страховщиком в удостоверение договора страхования и содержащий его условия. В зависимости от объема страхования, срока действия договора, пределов ответственности его участников, специальных условий различают несколько видов страховых полисов.

Страховой случай — наступление события, против которого осуществлялось страхование. Во время страхового случая страхователь обязан принять меры к спасанию и сохранению застрахованного имущества, относясь к нему так, как если бы оно не было застраховано. Страховщик обязан возместить страхователю его расходы по предотвращению и уменьшению убытка.

Счет-фактура — документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и/или оказание услуг и их стоимость. Выписывается продавцом (поставщиком) на имя покупателя (потребителя) после окончательной приемки товара последним. Счет-фактура содержит подробное описание и цену поставляемого товара или услуг, номер отгрузочного документа, сумму счета и иные реквизиты и может служить в качестве накладной, направляемой с товаром, а при оформлении на специальном бланке — в качестве сертификата о происхождении товара.

Сюрвейер — эксперт, производящий осмотр судов и грузов и дающий заключение об их состоянии, размере повреждений при авариях, мореходности судна и т.д.

Т

Таможенная декларация — заявление, представляемое таможне распорядителем товара при его вывозе за границу / ввозе из-за границы. Таможенная декларация — основной документ, в соответствии с которым таможенные службы пропускают грузы через границу. Таможенная декларация является основанием для исчисления таможенной пошлины. Существуют различные формы таможенных деклараций: с указанием пошлины, без пошлины, для складирования и т.п.

Таможенная очистка — выполнение комплекса необходимых формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров и предусмотренных таможенными правилами в отношении ввоза и вывоза грузов. Включает таможенное оформление, уплату таможенных платежей.

Таможенное оформление — процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения его действия в соответствии с требованиями и положениями Таможенного Кодекса.

Таможенный брокер — это представитель, оказывающий таможенные услуги, выступающий в роли посредника между владельцем груза (заказчиком услуг) и таможенной службой и представляющий интересы клиента. Целью таможенного представителя (брокера) является быстрое и качественное таможенное оформление или растаможка груза.

Таможенный досмотр — проверка работниками таможни грузов, транспортных средств, ценностей и личных вещей, перемещаемых через таможенную границу. Проводится в целях установления законности такой акции и определения характеристик предмета для обложения таможенной пошлиной, обнаружения предметов контрабанды.

Таможенный склад — склад, предоставляющий услуги по хранению под таможенным контролем импортируемых или экспортируемых товаров без взимания таможенных пошлин и налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) и без квотирования и лицензирования экспорта и импорта в период хранения. Максимальный срок хранения товаров на таможенном складе — 3 года.

Тара — изделие (ящик, бочка и т.п.), обеспечивающее сохранность продукции в процессе ее транспортировки и хранения. В отличие от упаковки обычно допускается повторное (многоразовое) использование тары.

Телескопический полуприцеп (телескоп, extendable trailer) — полуприцеп с раздвижной в длину платформой. Раздвижение может быть выполнено по принципу центральной балки или двух отдельных балок (используется на бочковозах). Телескоп может быть следующей кратности: одинарный, двойной или тройной. При тройном раздвижении максимальная длина полуприцепа может быть 35-40 м, а в некоторых случаях даже больше. В раздвинутом положении могут быть использованы специальные проставки — мини-платформы, создающие дополнительную точку опоры для перевозимых грузов. Следует помнить: чем более раздвинута платформа трала, тем меньше будет грузоподъемность.

Тип тары — классификационная единица, определяющая тару по материалу.

Трал — см. Низкорамная платформа

Транзит — перевозка грузов из одной страны в другую через территории третьих стран. Вопрос о допущении транзита и его условиях является предметом торговых договоров и соглашений между отдельными странами. Различают прямой транзит — перевозки иностранных товаров под таможенным обеспечением, без помещения на таможенный склад; косвенный транзит — перевозки иностранных товаров, поступающих на таможенные склады, а затем — за границу.

Транзитная декларация — декларация на необлагаемые таможенной пошлиной транзитные грузы.

Транспортер железнодорожный — специальная грузовая платформа, предназначенная для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (трансформаторы, части гидравлических турбин, статоры и роторы генераторов, колонны, станины, пресса), которые по своим размерам и (или) массе не могут быть перевезены на платформах или вагонах других типов. Транспортеры бывают: платформенные, площадочные, колодцевые, сцепные и сочлененные.

Транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. Подписанная грузополучателем, транспортная накладная является распиской грузополучателя в получении груза.

Транспортно-экспедиторское обслуживание — вид деятельности специализированных фирм, организаций, агентов, смешанных компаний по предоставлению широкого комплекса услуг, осуществляемых при транспортировке грузов и дополняющих работу основных перевозчиков и владельцев товаров.

Транспортные характеристики груза — режим хранения, способ упаковки, перегрузка и перевозка, физико-химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.

Трапы (аппарели, рампы, сходни) — пара наклонных платформ, которые призваны сглаживать разницу в высоте между двумя горизонтальными плоскостями. Предназначены для заезда колесной и гусеничной техники на платформу полуприцепа. Бывают следующих типов: приставные, откидные, механические (с пружинным помощником поднимания/опускания), гидравлические, двухсекционные.

Тяжеловесное транспортное средство — транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.

Тяжеловесный груз — груз, который с учетом массы транспортного средства превышает хотя бы один установленный на территории Российской Федерации нормативный весовой параметр: массу или осевую нагрузку транспортного средства.

У

Упаковка — комплекс защитных мер и материальных средств по подготовке продукции промышленного и сельскохозяйственного производства к транспортированию и хранению, для обозначения ее максимальной сохранности и придания транспортабельного состояния. Упаковка представляет собой потребительскую и транспортную тару, прокладочные и амортизирующие материалы, вспомогательные упаковочные средства и материалы.

Упаковочный лист — товарный документ, содержащий перечень предметов, входящих в одно грузовое место (ящик, контейнер и т.п.), который необходим тогда, когда в одной упаковке содержатся разные по ассортименту товары. Упаковочный лист подписывается упаковщиком и вкладывается в каждое грузовое место с таким товаром. Упаковочный лист используется в качестве дополнения к счету-фактуре при отправке большого количества наименований товаров или когда количество, вес или содержимое каждого индивидуального места различны.

Уширитель — элемент конструкции низкорамной платформы, позволяющий увеличить ширину рабочей площадки с 2500 мм до 3000-3200 мм. Уширители бывают двух типов: распашные (флажковые) и выдвижные. На уширители укладывается настил — доски в металлической обойме. Предназначены для перевозки негабаритной техники, при этом не нужно получать разрешение на транспортировку полуприцепа без груза, т.к. с уширителями в сложенном состоянии автопоезд входит в дорожный габарит 2 550 мм.

Ф

Форс-мажор — возникновение чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, результатом которых является невыполнение условий договора. Форс-мажор разделяется на: непреодолимую силу и юридический форс-мажор. К непреодолимой силе в договорной практике относят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения) или иные обстоятельства, которые невозможно предусмотреть или предотвратить (или возможно предусмотреть, но невозможно предотвратить). Обычно непреодолимая сила является обстоятельством, освобождающим от ответственности. К юридическому форс-мажору относят решения высших государственных органов (запрет импорта или экспорта, валютные ограничения и др.), революции, войны, забастовки и т.д. Как правило, стороны устанавливают случаи непредвиденных обстоятельств и их правовые последствия в договорном порядке.

Франшиза — определенная часть убытков страхователя, не подлежащая возмещению страховщиком в соответствии с условиями страхования.

Фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

Фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов.

Х

Хребтовая рама (балка, постель) — рама прицепа или полуприцепа, используемая для перевозки техники «под брюхо». Используется для перевозки широкой техники, такой как карьерные экскаваторы, гусеничные краны и т.д.

Э

Экспедитор — посредник, действующий на основании договора транспортной экспедиции,  организующий перевозку, но не обязательно принимающий в ней непосредственное участие. Осуществляет получение грузов, их сопровождение при перевозке, сдачу, оформление товарораспорядительных документов, а также упаковку, маркировку грузов, их хранение и др.

Я

      Ящик — транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.

Меню
error: Контент защищен от копирования